Введение

в философию истории Толстого

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с вами вебинар по литературе, посвященный философии истории Толстого. Мы уже начали разговоры об этом на очных занятиях. Сегодня мы разберемся более подробно и посмотрим на тонкости этой теории.
Объективы урока:
  • Основной пункт урока: понимание толстовской теории исторического процесса.
  • Толстовская теория полемична, она спорит с другими теориями, существовавшими как до Толстого, так и в его время.
  • Толстой разработал свою теорию во время написания романа «Война и мир», начав его в возрасте 34 лет.
Основные вопросы и их ответы
  • Почему происходят крупные исторические события?
    • Толстой считает, что крупные исторические события происходят из-за совокупности многочисленных причин.
    • Отдельные причины сами по себе не могут быть достаточными для объяснения таких событий.
    • Важна совокупность воли, желаний и поступков различных людей, часто безсознательных.
  • Какова роль великих людей в таких событиях?
    • Воля великих людей, таких как Наполеон и Александр, является лишь частью общей воли миллионов людей.
    • Великие люди, как увеличительные стекла, фокусируют чужие воли, но сами становятся рабами этих воль.
  • Какова роль обычных людей?
    • Роль обычных людей такая же, как и у великих, но они не обладают способностью фокусировать чужие воли.
    • Добавление чужих воли в общее движение истории.
  • Есть ли в этих событиях некая независящая от людей необходимость?
    • Толстой подчеркивает исторический фатализм, утверждая, что существуют высшие законы, определяющие ход истории.
    • Человек в личной жизни свободен в своих выборах, но в масштабе общества он является частью большего процесса.
  • Что такое случайность?
    • Случайность — это индивидуальная форма проявления общих законов бытия.
    • Случайности, такие как конкретные действия или события, не являются определяющими, но играют роль в общем движении истории.
Задания на следующий урок
    • Проанализировать войну 1812 года и Бородинское сражение.
    • Просмотреть третью часть фильма.
    • Прочитать главу, выданную на уроке.